7 Заповедей сынов Ноя

Введение

Под Семью Заповедями потомков Ноя понимается полное наставление, данное людям для ведения угодной Богу жизни. Свое название это наставление получило по праведнику Ною, а не по первому человеку, Адаму, хотя и Адам получил все эти заповеди (за исключением одной, которая была дана только Ною). Ной, как и Адам, является отцом всего человечества. В этом смысле роль Ноя была не ниже роли Адама. Но Ною было позволено есть животных, а значит, весь комплект заповедей мы получили от Ноя.

Все наставление (Закон для потомков Ноя) существует уже с сотворения мира, тем не менее оно еще раз было дано Моисею на Синае, так как недостаточно, чтобы моральное наставление воспринималось одним лишь разумом и имело опору в истории. Нет, его нужно получить еще и как Божественное наставление. Поэтому оно было еще раз объявлено всему миру на горе Синай.

На горе Синай Бог явился перед Своим народом Израиля с намерением дать наставление всему миру. Причем все наставление, т.е. Тора, подразделяется на три части. Первая содержит учение, актуальное для всего человечества, «Тора потомков Ноя». Вторая часть Торы содержит наставление исключительно для еврейского народа, который должен служить примером для человечества как народ священников. Для этого евреям даны дополнительные весьма специфические заповеди. Кроме указанных двух частей, в Торе имеется Третья часть для священников из евреев, которые должны находиться на еще более высоком духовном уровне, нежели прочие евреи, поскольку они выполняют службу в Храме. В целом, Тора как наставление Бога дана всему человеческому обществу, каждому человеку по его сущности и по его роли на земле.

Итак, потомки Ноя получили Семь основных Заповедей с их отдельными определениями, а евреи получили 613 отдельных заповедей. Потомки Ноя обязаны соблюдать Cемь Заповедей, и их не касаются наставления для евреев; хотя им разрешается соблюдать и эти последние, но существуют положения, которые им запрещены (например, наложение тфилина, соблюдение Субботы, как это предписано для евреев и т.д.).

Собственно говоря, потомку Ноя разрешено обратиться в еврейскую веру; однако такое обращение ни в коем случае не рекомендуется, потому что каждый, кем бы он ни был, может и должен на своем месте исполнять волю Творца и обрести вечную жизнь в Грядущем Мире. Именно поэтому мудрецы Израиля удерживают людей от опрометчивого обращения в еврейскую веру, пытаясь убедить их, что лучше остаться неевреем, но служить Творцу и соблюдать заповеди, чем сделаться евреем и вести мирскую жизнь.

О важности выполнения заповедей

Человек не может жить без веры. Но одной только веры недостаточно; необходимо, кроме того, чтобы человек совершал действия, претворяющие эту веру в жизнь. Эта мысль повторяется в Торе много раз и чтобы христиане из язычников не забывали об этом ее повторяет и апостол Иаков: «20 Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?… 24 Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?… 26 Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва» (Иак.2:20,24,26). Об этом говорили и богословы из числа народов мира. Например, Кьеркегор писал: «Вера, которая не реализовывается и не изменяет человека — пуста. Даже в случае фанатичной веры: если она не меняет до основания всю его жизнь, не влияет на саму сущность человека, такая вера не что иное, как бессодержательная иллюзия».

Основное воздействие веры на человека — обуздание страстей и воздержание от плохих деяний. Но вера также обязывает совершение проистекающих из нее добрых дел, и сами эти дела, порожденные верой, укрепляют веру в сердце. Поскольку духовное совершенство человека не достигается одной лишь верой и знанием в сердце; оно зависит от действий, которые реализуют эту веру на практике. Но действия, реализующие веру в Творца, должны соответствовать воле Творца, тем заповедям, которые Он приказал выполнять, и только тогда они приведут к еще большему укреплению веры и к духовному совершенству.

Cемь Заповедей сынов Ноя содержат очевидное рациональное зерно, и почти любой разумный человек согласится, что они необходимы людям. Но недостаточно соглашаться с этими заповедями только потому, что они разумны и естественны. Человек должен принять их на себя как Божественные заповеди, которые Творец дал людям для исполнения. Они были даны еще Адаму и Ною, и были повторены при даровании Торы на горе Синай. Тогда был дан Закон, призванный образовывать и формировать жизнь людей. Этот Закон состоит из двух частей: одна — для сынов Израиля, как для народа, избранного для особого рода служения, и другая — для Народов Мира — остального человечества.

Поскольку только Закон, данный Творцом, может по-настоящему обязывать человека, чего нельзя сказать об изобретаемой людьми морали, великий еврейский мудрец Маймонид писал: «Всякий, кто принимает на себя Cемь Заповедей сынов Ноя и исполняет их, — праведник народов мира. У него есть доля в Грядущем Мире (в раю). Но это в том случае, если он принимает их потому, что так заповедал Творец и передал через Моисея. Если же человек выполняет эти заповеди только потому, что так ему подсказывает разум, то он не считается ни праведником народов мира, ни мудрецом».

Принятие заповедей

Обязанность выполнения заповедей возникает вне зависимости от выбора или желания человека. Это долг, наложенный на нас Творцом мира, приказ Царя. Но человеку следует принимать на себя «иго заповедей» с радостью. Есть важный принцип: «Тот, кто совершает действие, будучи обязан, выше того, кто выполняет, не будучи обязан». Тот, кто делает добро исходятолько из своего желания, не чувствует себя сначала рабом, а потом и сыном Бога. Поэтому заповеди даны и как «иго», которое человек не может с себя снять. И как мы знаем и помним наш Учитель говорил: «29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим;30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Матф.11:29,30). И человек должен воспитывать себя, чтобы принимать иго заповедей с любовью. Тот, кто воспринимает заповеди как нечто, зависящее от его желания, ставит тем самым себя в центр мироздания. Принятием же ига Небесного царства человек ставит в центр мироздания волю Творца. И именно чувствуя обязывающую и вынуждающую силу веления Творца, человек реализует свои внутренние духовные силы.Как происходит принятие Семи Заповедей сынов Ноя? Основа этого принятия — в сердце. Это твердое решение выполнять заповеди во что бы то ни стало.

Заповеди

Данные Творцом заповеди сыновей Ноя — основа духовной жизни любого человека. Завет физического не уничтожения земли Богом с праотцом Ноем был закреплен заповедями, данными Богом Ною и его сыновьям, а значит, всему человечеству. В иудейской традиции, согласно Устной Торе, говорится о семи заповедях сыновей Ноя. Интересно, что об этих заповедях знают иудеи, а среди всех прочих потомков сыновей Ноя – они почти неизвестны. Они были забыты после рассеяния народов через вавилонское столпотворение. Хотя, следует отметить, что в совести они записаны у каждого человека, они – общечеловечны. Это нравственные общечеловеческие устои. Заповеди сыновей Ноя иудеи считают для себя так же обязательными, причем, в исполнении их относятся к себе строже, чем к другим народам.

В чем же разница между этими семью заповедями сыновей Ноя и десятью заповедями, которые Моисей принес с горы Хорив? 7 Заповеди сыновей Ноя – это начало пути в Господе. Эти заповеди должны исполнять все люди, все человечество. Что же касается верующего человека, то апостол Петр говорит: «2 как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение» (1Пет.2:2). Но это только начало. Да, начинать нужно с этих заповедей, но дальше… дальше говорит Послание к Евреям: «13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла» (Евр.5:13,14). И что делать дальше? И опять говорит Послание к Евреям: «1 Посему, оставив начатки учения Христова, поспешим к совершенству» (Евр.6:1). Нужно двигаться дальше, нужно возрастать. Нельзя останавливаться на заповедях Ноя. Ведь что говорит Слово Божие: «14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город воротами» (Откр.22:14). А вот те, кто игнорировал или придумал себе теорию, которая позволяет им не исполнять заповеди, не наследуют будущий мир, как говорит об этом Иисус: «21 Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие. 24 Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне;… 26 А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке» (Матф.7:21-26). Мне кажется достаточно ясно Слово Божие говорит об исполнении заповедей, как ветхого Завета, так и Нового. Да, было время, когда христиан учили, что исполнение заповедей Ветхого Завета не просто необязательно, но и вредно. Не знаю, как сейчас, может быть все изменилось, но это учение было противным учению Иисуса.

Мы будем говорить о наставлении, а не о религии для потомков Ноя, потому что наставление и религия не одно и то же. Наставление обращено ко всему человечеству, не только к верующей его части. И наставление имеет, ко всему прочему, еще и практическое значение. Оно как руководство, которое ведет человека по тому пути жизни, на котором можно достичь духовной целостности и полностью использовать всесвои возможности.Что касается религии, то она добавляет к многообразным поступкам человека некое измерение святости.

ЗАПОВЕДИ СЫНОВ НОЯ:

1. Запрет поклонения идолам во всех его формах и запрет всего, что связано с верой в идолов и их культом.

2. Запрет богохульства.

3. Запрет убийства и самоубийства.

4. Запрет прелюбодеяния.

5. Запрет воровства.

6. Запрет употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного.

7. Обязанность создать справедливую судебную систему.

На этих семи заповедях должно основываться все общественное устройство народов мира.

С какого возраста человек обязан исполнять заповеди

Тот, кто не обладает разумом, свободен от соблюдения заповедей. Обязанность соблюдения заповедей наступает, когда ребенок становится рассудительным. В зависимости от уровня развития ребенка этот возраст колеблется от 6 до 9 лет.Представляется логичным, однако, что родители обязаны начинать воспитывать ребенка заранее, чтобы при достижении им соответствующего возраста он знал, как исполнять заповеди.

Законы заповедей

Глава 1. Заповеди по отношению к Творцу

Предисловие к этим законам

Основа исполнения всех заповедей — вера в Бога, Который приказал их выполнять.Это вера не только в существование Всевышнего как Творца и Правителя мира, но и вера в Его единство, а значит и в Его Провидение — надзор над каждым человеком.

Маймонид писал: «Сказали истинные Мудрецы, наши Учителя: “У праведников народов мира есть доля в Грядущем мире, если они постигли то, что необходимо знать о Творце”».

Первая заповедь – запрет идолопоклонства. Вера во единого Бога следует из самих основ завета Божия с Ноем. Бог спас Ноя и его сыновей, и никаким иным богам они поклоняться не должны.

Вторая заповедь – запрет богохульства и кощунства, поругания имени Божия. Эта заповедь непосредственно следует из первой.

Третья заповедь – запрет кровопролития, запрет убийства человекаи с амоубийства.

Бог сказал: Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию (Быт. 9:6).

Четвертая заповедь – запрет разврата, блуда, прелюбодеяния и всяческих плотских непотребств. Господь благословил: Вы же плодитесь и размножайтесь, и распространяйтесь по земле, и умножайтесь на ней (Быт. 9:7).

Законное размножение человеческого рода происходит через семью. Блуд, прелюбодеяния и непотребства нарушают волю Божию и происходят не по Божиему благословению размножения рода человеческого, а по греховной плотской страсти.

Пятая заповедь – запрет воровства. К этой заповеди имеют отношение слова Божии о зверях, скоте, птицах и рыбах сыновьям Ноевым: в ваши руки отданы они (Быт. 9:2). В этих словах экзегеты находят указание на священное право частной собственности. В руки человека передается творение Божие. Человек имеет право им владеть и, соответственно, никто не в праве на это посягать, красть или похищать.

Шестая заповедь – Запрет употребления в пищу мяса, отрезанного от живого животного. Фактически, этозапрет употребления в пищу крови и запрет жестокости к животным. После потопа, как, некогда, после изгнания человека из рая, в природе происходят существенные изменения. В начале человеку были даны в пищу трава и плоды дерев, т.е. растительная пища. После потопа, когда природа и человек вновь весьма утратили жизненные силы, Бог благословляет человеку животную, мясную пищу: Все движущееся, что живет, будет вам в пищу; как зелень травную даю вам все (Быт. 9:3).

При этом, естественно, изменяются отношения человека и животных. Бог говорит: Да страшатся и да трепещут вас все звери земные (и весь скот земной), и все птицы небесные, все, что движется на земле, и все рыбы морские (Быт. 9:20).

Животные боятся теперь человека, чего, конечно, не было в раю, в саду Эдемском. Человек становится их обладателем: в ваши руки отданы они. Но даже, имея теперь право питаться животными, человек не должен быть жестоким к ним. Это выражается в запрете: Только плоти с душою ее, с кровью ее, не ешьте (Быт. 9:4).

По учению Писания: душа тела в крови (Лев. 17:11) и даже – 23 только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом (Втор. 12:23). Речь идет именно о животной душе (нефеш). Вкушая кровь, человек приобщается к животной душе зверя и сам, в некоторой степени, становится звероподобным. Поэтому Бог разделил животных на чистых, т.е., годных к употреблению в пищу и нечистых, которых есть нельзя.

Седьмая заповедь – предписание справедливого и праведного суда, закон возмездия и равенства человека перед законом. Это общее правило выражено, относительно частного случая. Кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека (Быт. 9:6). Преступление должно быть расследовано и справедливо наказано.

Таковы заповеди сынов Ноевых, так должны они поступать во всех поселениях своих.

Теперь давайте разберем все заповеди сыном Ноя более подробно.

К обязанности веры в Бога относятся две из Семи Заповедей: запрет идолопоклонства и запрет богохульства (включает и запрет атеизма). Человек должен изучать основы веры, чтобы создать и укреплять духовную связь с Творцом мира и чтобы знать, какие факторы мешают созданию такой связи. Вера во единого Бога следует из самих основ завета Божия с Ноем. Бог спас Ноя и его сыновей, и никаким иным богам они поклоняться не должны.

«8 И сказал Бог Ною и сынам его с ним: 9 вот, Я поставляю завет Мой с вами и с потомством вашим после вас, 10 и со всякою душею живою, которая с вами…» (Быт.9:8-10).

Вера включает в себя также следующие обязанности:

Любовь к Богу.

Молитву.

Благодарность Богу за Его милости.

Упование на Всевышнего.

Почитание Бога.

Освящение Имени Творца.

Запрет осквернения Имени Творца.

Отдаление от отрицающих Бога.

Связь с Богом должна быть прямой, без посредников — нельзя обращаться к ангелам, душам умерших или к живым людям, чтобы они были посредниками между человеком и Творцом.

Заповедь веры

1. Каждый человек обязан верить, что есть Творец мира, что Он вечен, Он Первый и Последний, и Он един. Единство это не подобно другим одиночным объектам, к которым относятся понятия структурности и множественности. Это абсолютное единство, не похожее ни на что. (Категория абсолютной единственности означает, что ее нельзя ни разделить, ни умалить, ни подразделить на качества, что она вообще не подлежит никакому детализированию).Нет ничего, что имело бы какую-то силу или возможность, кроме тех, что дал человеку Творец. Творец — источник всех сил в мире.

2. Человек должен изучать вопросы веры и размышлять о чудесах творения, чтобы познать величие Творца. Такое размышление и углубленное изучение помогут ему постичь великую силу и чудесную мудрость Создателя, и ему станет очевидной ложность теорий случайного появления и развития мира. Видя порядок и целенаправленное планирование во Вселенной, в законах природы, в живом мире, человек осознает, что создать его под силу только Творцу всего сущего.

Желательно произносить вслух стихи из Писания или высказывания, относящиеся к вере, дабы усилить веру в сердце, например: «39 Итак знай ныне и положи на сердце твое, что Господь есть Бог на небе вверху и на земле внизу, [и] нет еще [кроме Его]» (Второзаконие 4:39).

3. Он — первый и последний.

Понятие «вне времени» не под силу нашему воображению, так как с начала Творения мы живем, погруженные во время. Нашему пониманию недоступно ни то, что предшествовало Творению, ни то, что будет после завершения истории. Все, что не зависит от времени, недоступно человеку. Тем не менее нам дано ограниченное понимание того факта, что время возникло вместе с сотворением мира. Первый стих Торы «В начале сотворил Бог…» означает, что начав создавать мир, Бог создал и само начало.

4. Творец дал людям Закон: определенную часть его — сынам Израиля, а другую часть — всем остальным людям, которые не обязаны, но могут, если хотят, выполнять заповеди сынов Израиля.

Обязанность исполнения заповедей данных евреям может иметь место, только если нееврей решит пройти гиюр — присоединиться к народу Израиля, или же добровольно примет на себя выполнение определенных заповедей, которые он может выполнять, не будучи евреем. Этот Закон вечен и никогда не будет изменен. Как говорил Иисус: «Ибоистинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна иота или ни одна черта непрейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф.5:18).

Творец знает все деяния и мысли людей, воздает награду делающим добро и наказывает делающих зло.Воздаяние людям будет в основном в мире душ, отчастипроизойдети в этом мире,но в будущем — во времена Машиаха (Христа), когда все творение придет к своему совершенству и умершие воскреснут.

Вещи, противоречащие вере

1. Запрещено служить идолам. Включает в себя запрет поклоняться идолам: идолы могут быть материальными и нематериальными, например, Богатство и Слава и т.д.

Если человека заставляют буквально поклоняться идолам, иным богам в других религиозных системах или язычестве, он должен приложить все силы, чтобы избежать этого. Если в случае отказа его грозятся убить, есть мнение, что он обязан отдать жизнь за веру, если это происходит в присутствии десяти евреев или десяти неевреев, соблюдающих законы сынов Ноя.

Нельзя проявлять уважение к идолопоклонническому культу, например мыть идолов или убирать в их капище, нельзя целовать или обнимать идола или клясться его именем.Запрещено изготавливать идолов для тех, кто им поклоняется, или даже просто для красоты. Нельзя принимать участие в идолопоклонническом культе, даже не совершая никаких обрядов, и запрещено читать идолопоклоннические книги, чтобы не подпасть под их влияние.

Следует презрительно относиться к идолам и называть их уничижительными именами, и не следует называть именами идолов различные вещи, как, например, сделали американцы, назвав космический корабль именем греческого бога света — Апполон. Хотя этот случай и не так серьезен, поскольку этому идолу уже никто не поклоняется, лучше, тем не менее, избегать таких вещей.

2. Отрицание Бога, атеизм — еще более тяжкий грех, чем идолопоклонство.

Не следует приписывать качество божественности какому бы то ни было сотворенному объекту. Даже святые места, такие как Храм, почитаются не сами по себе, а лишь в знак уважения к Тому, Кто присутствует там.

Запрет неуважительного отношения к Творцу

Запрещено проклинать Творца и любое из Его Имен. То есть, ни при каких обстоятельствах, даже во время несчастья, нельзя ругать или проклинать Бога. Тот, кто верит, что все происходит из руки милостивого Творца, неизбежно приходит к заключению, что все, что делает Бог — к добру. Поэтому по-настоящему верующий человек не будет вести себя подобно идолопоклоннику, о котором Исайя говорил, что, страдая от нужды и голода, он злится и хулит своего бога (Исайя 8:21). Наоборот, истинно верующий все, даже очень тяжелые испытания принимает с любовью.

Запрещено делать гибриды различных видов растений и животных. Но можно проводить внутривидовую селекцию и гибридизацию, чтобы вывести лучшие сорта того же вида.

Запрещено придумывать новую религию. Но нееврей может принимать на себя исполнение каких-то из заповедей, данных еврейскому народу, с целью возрастания в Боге и получения награды. Человеку запрещено говорить, что он получил указание от Всевышнего исполнять «новые» заповеди, не указанные в Торе.

Почитание Творца

1. Человек должен почитать Творца и Его Закон. Это включает в себя уважение к мудрецам Торы, к святым и учителям, к праведникам; к святым книгам, святым местам. В эту заповедь включается также и уважение к старикам, поскольку те за свою долгую жизнь могли больше чем другие видеть провидение Творца и Его управление миром.

Если человек поклялся Именем Творца, он обязан исполнить свою клятву. По-видимому, также и тот, кто поклялся, не упоминая Имя Творца, должен исполнить свою клятву — поклялся ли кому-то другому или же поклялся самому себе что-то сделать или не делать.

2. Когда человек говорит о своих планах, желательно упоминать, что он сделает то-то и то-то «с Божьей помощью»или «если Бог усмотрит», чтобы помнить, что все зависит от Творца, и следует также благодарить Всевышнего за свои успехи.

3. Следует изучать обязанности и законы заповедей, чтобы знать, как выполнять заповеди сыновей Ноя. В случае вопросов или сомнений необходимо обратиться к человеку, хорошо знающему эти законы.

Молитва

В молитве содержится много аспектов. Среди них: постижение величия Творца и Его великой милости, обращенная к Творцу просьба об удовлетворении своих нужд, укрепление веры в Бога. В конкретном случае и ситуации произносится соответствующая этой ситуации молитва. Желательно молиться каждый день; выражать признательность Творцу и признание Его величия. Желательно также молиться перед едой и благодарственной молитвой после трапезы.

Совместные молитвы. В особенные дни, такие как Суббота (в нашем случае Воскресенье), а так же в праздничные дни,желательно собираться вместе и молиться, воздавая честь величию Творца. Следует молиться всем, а не только ответственному за общину, и желательно, чтобы каждый принял участи в общественной молитве. Молитва — это прямое обращение к Всевышнему, без всяких посредников.

Покаяние

Человек, сознательно или несознательно совершивший грех, будь то грех по отношению к Творцу или грех по отношению к другому человеку, должен покаяться и принять на себя обязательство никогда больше так не поступать и отдалиться от причин, приведших его к греху. Следует также исповедаться перед Богом и священником или исповедником о своем деянии и попросить у Него прощения.

Если человек обидел другого, нужно попросить у потерпевшего прощения и заплатить ему компенсацию в случае нанесения ущерба. Следует также раскаяться перед Творцом как за грех по отношению к Нему.

Запрет введения в грех другого

Запрещено вводить в грех другого человека. Например, женщинам, особенно замужним, следует одеваться и вести себя скромно, чтобы не вводить в грех мужчин.

Суббота и праздники

Нееврею, даже если он находится в процессе прохождения гиюра (принятия еврейства), нельзя соблюдать Субботу в том виде, как это предписано еврею. Поэтому следует соблюдать не еврейскую Субботу с различными запретами.Смысл Субботы — отмечать ее как день, в который человек предается размышлениям о величии Творца, проявляющемся в творении.

Утром или днем в Воскресенье. Во многих странах Воскресенье является свободным от работы днем. Поэтому желательно в этот день устроить коллективную молитву людей, соблюдающих заповеди сыновей Ноя. Можно читать псалмы, изучать заповеди сыновей Ноя. Можно читать из Писания, и назидать общину в проповедях.Можно также в этот день, после служения выезжать на природу, чтобы получить впечатления от величия Творения.

Все эти упомянутые выше воскресные действия следует совершать с чувством благоговения к Творцу и поклонения Ему.

Новый год — Рош Ашана и День покаяния – ЙомКипур.

Еврейский Новый год, наступающий первого числа месяца тишрей — это день суда для всех людей. В этот день открываются книги душ. И в течение 10 дней нужно совершатьпокаяния и самоанализ за прошедший год, принять на себя новые добродетельные обязательства на будущее. В этот день был сотворен Первый человек, поэтому он также является днем признания Творца Властелином над всеми созданиями. Желательно провести праздничные молитвы, и особенно молиться за то, чтобы все человечество признало власть Творца. Через 10 дней, в День Искупления — ЙомКипур – пост и покаяние до вечера, когда будет вынесен приговор, закрыта книга средних и поставлена печать.

Праздник кущей (шалашей) — Суккот.

Во время существования Иерусалимского Храма евреи в течение праздника Суккот приносили в жертву семьдесят быков, чтобы искупить грехи семидесяти народов, на которые делится все человечество. В книге пророка Захарии написано, что в будущем все народы придут в Иерусалим поклониться Богу в праздник Суккот.Этот праздник подобает посвятить молитвам о мире во всем мире и о приходе Машиаха (Христа), когда все человечество познает истину.

Есть также мнение, что человеку, соблюдающему заповеди потомков Ноя, можно соорудить шалаш, который будет символизировать объединение человечества под идеей Единого Бога. Шалаш также символизирует грядущее распространение Божественной мудрости, когда все народы познают истину.

Глава 2. Детали обязательных и необязательных заповедей

Исполнение заповедей воспитывает в человеке положительные качества характера. Улучшая свой характер, человек приближается к Богу. Человек обязан подражать Творцу: Творец добр, милостив и милосерден, и так же должен вести себя человек.Если определенное поведение не указано явным образом в заповедях, но оно следует из норм порядочности и морали, следует так поступать.

Заповеди делятся на две группы: заповеди по отношению к Творцу и заповеди по отношению к другим людям. Разделение это условно, поскольку любая заповедь по отношению к человеку является также и заповедью по отношению к Богу, ведь именно Он приказал исполнять эти заповеди. Тем не менее заповеди по отношению к другим людям отличаются тем, что если человек нарушил одну из них, он, раскаиваясь, должен попросить прощения у потерпевшего, возместить нанесенный ущерб и помириться с ним.

Законы о пище

Народы земли не были ограничены Законом в потреблении пищи (за исключением запрета употребления части, отрезанной от живого животного. Поэтому они могут употреблять любые пригодные в пищу и не опасные для здоровья продукты, кроме удавленины и крови, как установил Собор апостолов.Животных (в основном это относится к теплокровным животным, ощущающим боль) следует умерщвлять наиболее безболезненным и наименее жестоким способом.

Запрет употребления части, отрезанной от живого животного.

Мясо, отрезанное от живой скотины или птицы, запрещено к употреблению, даже если к этому моменту животное уже мертво.Если животному перерезали горло, но оно еще дергается, то мясо, отрезанное от него, считается отрезанным от живого животного.Запрет «плоти живого животного» не относится к рыбе, насекомым и земноводным (возможно, основная причина заключается в том, что они не теплокровные, т.е. их нервная система отличается от нервной системы теплокровных животных. Тем не менее следует стараться и этим животным причинить как можно меньше боли).

Вегетарианство. Первые десять поколений человечество питалось исключительно плодами земли. После потопа Творец разрешил людям употреблять мясо. И хотя мясо разрешено, желательно не злоупотреблять им и не есть слишком много мяса. Тем не менее нельзя полностью отказываться от мяса (за исключением медицинских показаний), потому что в этом случае возникает опасность стирания принципиального различия между человеком и животными, и люди станут направлять присущее им качество милосердия на животных, а к людям будут относиться жестоко. Известно, например, что нацистский преступник, ответственный за смерть миллионов людей, проявлял сострадание к мышам, которые водились в его камере. А офицер СС, много лет управлявший лагерем смерти в Треблинке, не ел мяса, потому что однажды его потрясли глаза ведомого на бойню теленка.

Натуральная пища. Один из путей служения Творцу — забота о собственном здоровье; ведь больному человеку труднее реализовывать свое жизненное предназначение.Поскольку человек должен сделать своей целью, прежде всего, сохранение здоровья, а не только получение удовольствий, следует, в первую очередь, обращать внимание на полезность продуктов, а не на их вкусовые качества. Но и получаемое от еды удовольствие тоже играет важную роль, так как вкусная пища лучше переваривается. Кроме того, когда человек получает от еды удовольствие, он ощущает милость Творца, создавшего Свой мир так, что само бытие доставляет удовольствие каждому творению.

Поскольку основная цель еды заключается в поддержании существования тела, а удовольствие от еды обладает лишь второстепенным значением, следует отдавать предпочтение здоровой пище. Если врачи рекомендуют натуральную пищу и здоровый образ жизни, необходимо стараться следовать их советам.

Воздержание от пьянства. Человек не должен злоупотреблять алкогольными напитками. Опьяневший Ной, подвергается в Торе критике. Пьянство вредит душевному и телесному здоровью. И, как известно: «ни лихоимцы, ни пьяницы, … — Царства Божия не наследуют» (1Кор.6:10).

Благословения на еду. Человек должен благодарить Творца за Его милости. Поэтому необходимо благословлять пищу. Нужно произносить благодарение перед едой, а также следует произносить благодарность хотя бы после основной трапезы дня, но желательно благодарить после каждой из них.

Осторожность, предупреждение опасности

В Торе сказано: «5 Я взыщу и вашу кровь, [в которой] жизнь ваша, взыщу ее от всякого зверя, взыщу также душу человека от руки человека, от руки брата его» (Бытие 9:5), и отсюда учат, что необходимо бережно относиться к человеческой жизни. Человек не является хозяином собственной жизни, она лишь как бы дана ему Богом на хранение, и поэтому запрещено совершать самоубийство. Самоубийство — чрезвычайно большой грех и наказание за него очень велико. Человек должен бережно относиться к своему здоровью, не употреблять наркотиков, никотина и алкоголя в количествах, которые могут повредить здоровью. То же самое относится к другим вредным субстанциям. Следует воздерживаться от излишних приключений, связанных с опасностью.

В целях пропитания и обустройства мира можно подвергать себя определенной опасности. Например, профессии строителя, пожарного или охотника связаны с опасностью, и тем не менее Тора разрешила ими заниматься.

Этические обязанности

Каждый человек должен стремиться к обретению положительных качеств характера и быть нравственной личностью. Человек должен придерживаться золотой середины в каждом качестве характера и не впадать в крайности. Например, быть не жадным и не быть слишком расточительным, а быть щедрым, и так — в каждой черте. И только если он по своей природе обладает плохой чертой, ему следует поступать наоборот, наперекор своей плохой черте, пока не придет в равновесие.

Милосердие. Человек должен проявлять милосердие ко всем тварям, как сказано в Псалме 145. Поэтому не следует причинять бесполезную боль животным. Причинять им боль разрешено только для обеспечения нужд человека: например, использовать их для работы, для еды, для медицинских исследований и т.п.

Охотиться следует только с полезными целями, например, для получения мяса и шкур или для уничтожения вредных животных. Охота для удовольствия — вещь отрицательная и ее следует избегать.

Милосердие по отношению к людям. Человек должен проявлять милосердие к людям (за исключением злодеев и преступников), помогать им в меру своих возможностей, милосердно относится к тем, кто находится под его властью.

Скромность. Человек должен скромно вести себя по отношению к Творцу и по отношению к другим людям. Вместе с тем, необходимо сохранять чувство собственного достоинства и не относиться к самому себе пренебрежительно, потому что если человек не уважает сам себя, он не будет стараться использовать свои таланты и способности во славу Творца и во благо человечеству.

Стремление не выделяться. Это связано с качеством скромности. И тем не менее, скромность не означает нежелания брать на себя ответственность за других людей, отказа от занятия общественного поста, когда это необходимо.

Скромность в одежде и внешнем виде. Человеку следует быть скромным в своей одежде, дабы не вызывать зависть и другие нехорошие чувства. Не нужно надевать слишком дорогие или, наоборот, слишком дешевые вещи. Одежда должна быть чистой, опрятной и приличной, соответствующей общественному положению человека и месту, для которого человек надевает ее.Надлежит особенно следить за тем, чтобы одежда была скромной и покрывала тело, была приличной в соответствии с местными обычаями, если человек приезжает в другие страны или приходит в религиозные общины.

Правдивость. Человек должен прилагать все усилия, чтобы говорить истину и не лгать. Однако, если правда не приведет к добру, можно сказать неправду ради сохранения мира между людьми. Но и в этом случае необходимо стараться не лгать явно, а сказать иносказательно или так, чтобы слушающий понял определенным образом.

Благодарность. Человек должен проявлять благодарность по отношению к тем, кто оказал ему добро. Поэтому особая обязанность каждого человека — почитать родителей, ведь они оказали ему добро больше, чем кто бы то ни было. Хам, сын Ноя, был очень жестоко наказан за проявленное им неуважение к отцу. Человек должен также почитать того, кто привел его к вере в Бога, обучал его Законам Бога, а также тех, кто учили его мудрости и профессии. Благодарность следует проявлять не только к тому, кто оказал человеку большую услугу, но и к каждому, кто в чем-то ему помог.

Доброжелательность. «Добрый глаз», в противоположность «дурному глазу», — у человека, который может радоваться успеху других и не завидовать им. Каин убил своего брата из-за зависти. Человек должен умножать мир с другими людьми, а также содействовать мирным отношениям между людьми и народами.

Труд. Мудрецы учили нас, что труд крайне важен как для всего мира, так и для самого человека.Труд важен для мира, поскольку человек должен его совершенствовать. Такова воля Творца.Труд важен также и для самого человека: он способствует его физическому и душевному здоровью. Поэтому каждому человеку следует иметь какое-либо занятие, даже если он богат и может жить не работая. Мудрецы говорили, что безделье приводит к греху.

Земледелие — наилучшая из всех профессий, поскольку человек занимающийся земледелием ближе к Богу, так как чувствует постоянную зависимость от Творца. Он молится Богу о своевременном дожде, о хороших всходах посеянного и т.д. Это ремесло также больше других развивает честность и неповинность рук. Человеку следует постараться найти такую специальность, которая будет ближе к вере и честности и далека от обмана, нечестности и греха.

Наемный работник. Человек, работающий по найму, должен работать честно и ответственно, соблюдать высокую трудовую мораль. Эта обязанность вытекает из Заповеди запрета воровства — ведь работник, недобросовестно выполняющий свои обязанности, как бы ворует зарплату, которую он получает.

Частный предприниматель. Тому, кто не является наемным работником, тоже следует работать в полную силу, имея в виду принести пользу миру и обществу. Естественно, необходимо честно вести дела, не обманывая клиентов и партнеров по бизнесу и не вводя их в заблуждение. И нужно вовремя выплачивать зарплату наемным работникам, поскольку за невыполнение этого закона Творец взыщет очень серьезно.

Запрещенные действия в сельском хозяйстве. Запрещено скрещивать разные виды животных и деревьев. Но селекция внутри вида возможна и полезна. Разрешается, однако, использовать новый вид, полученные методом скрещивания, и разрешается есть плоды скрещенных деревьев.

Охрана окружающей среды. Человеку заповедано заселять мир, и поэтому разрешено вырубать леса и вносить другие изменения в окружающую среду для нужд человека. Это, однако, не отрицает необходимости охранять природу — человек обязан, насколько это возможно, сохранить природу в первозданном виде. Это включает в себя охрану исчезающих видов животных и растений, заботу о чистоте природной среды и т.п. Любая деятельность по охране окружающей среды не должна подвергать опасности людей.

Искусство

Искусство — важный вид человеческой деятельности, поскольку оно помогает развивать способности к самовыражению и созиданию. Когда оно используется во славу Творца и для развития духовных ценностей, оно играет положительную роль. Человек должен использовать данные ему Богом таланты для этих целей. Например, если у него красивый голос, он может использовать его для служения в общине. Необходимо, однако, очень остерегаться, чтобы искусство не сделалось самоцелью, но инструментом для улучшения деяний людей. Мы являемся свидетелями того, как почитание искусства как самоцели привело к духовному падению; искусством пользуются для разжигания низких страстей, пропаганды насилия и для злоязычия и насмешек над людьми.

Люди, занятые литературным трудом или пишущие научные статьи, должны остерегаться, чтобы их слова не противоречили вере в Бога и не были направлены против ценностей Торы и заповедей. Все таланты и силы человека должны быть использованы во славу Всевышнего и на благо людям.

Наука

Занятие наукой — вещь положительная, поскольку тем самым человек лучше познает чудесное устройство мира, величие Творца и Его милость к творениям. Наука также является инструментом усовершенствования мира. Она помогает улучшить условия жизни людей, и этим ученые приносят благо обществу.

Но наука является благом только в том случае, когда она используется в согласии с волей Творца, а не для уничтожения и завоевания природы с целью «обрести независимость» от Творца. Поэтому всякое продвижение в науке должно включать в себя понимание, что все вокруг сотворено Богом и должно подчиняться Его воле. В противном случае существует серьезная опасность того, что прогресс послужит средством разрушения мира. Символично, что в наше время научный прогресс используется прежде всего для изобретения все новых и новых средств массового уничтожения. Но когда человечество станет использовать науку для помощи людям в служении Творцу — чтобы они не были вынуждены тяжело трудиться, добывая себе пропитание, у человека появится больше времени для духовных занятий. Маймонид писал, что в будущем Творец даст людям знания для усовершенствования мира, так что хлеб, добываемый сегодня в поте лица, будет столь же легкодоступен, как будто он в готовом виде произрастает из земли. Так будет во времена Машиаха: человечество освободится от мирских дел, чтобы посвятить все свои силы служению Творцу.

Медицина

Лечение. Нельзя говорить: «Бог наказал человека и сделал его больным. Как же можно врачу идти против воли Творца и лечить этого человека?» Тора дала врачу разрешение лечить. И это не только разрешение, но и обязанность. Больной должен идти к врачу и выполнять врачебные предписания, но при этом надеяться следует только на Творца, Который посылает исцеление и Который приказал прилагать нам естественные усилия для выздоровления, чтобы исцеление не выглядело явным чудом. Поэтому человек должен и молиться Богу о выздоровлении, и делать все необходимое с медицинской точки зрения.

Изучение медицины. Тот, кто в состоянии изучить основы врачевания, чтобы иметь возможность оказывать помощь нуждающимся в медицинской помощи, должен это делать. Поэтому каждому, у кого есть такая возможность, желательно пройти курсы по оказанию первой помощи, освоить технику искусственного дыхания и других действий, способных спасти человеческую жизнь.

Цель медицины. Изучать медицину следует с целью продлевать жизнь человека, а не укорачивать ее, а также с целью уменьшить человеческие страдания. Не следует использовать медицину для действий, противоречащих воле Творца, например для производства абортов (за исключением случаев, когда жизни матери угрожает опасность) или для предохранения от беременности в тех случаях, когда это не оправдано с точки зрения Закона. Врачи, в служебные обязанности которых входит помощь в прекращении или предотвращении беременности, должны посоветоваться со знатоком Закона и получить от него указания, в каких случаях это можно делать, а в каких нельзя.

Аборт. Когда жизни матери угрожает опасность, разрешается делать аборт. Но есть и запрещающее мнение. В случае, когда ребенок в любом случае не выживет, по всем мнениям можно делать аборт, чтобы спасти жизнь матери.Нельзя делать аборт, если его целью является предотвращение рождения больного ребенка или инвалида, и тем более по другим соображениям.

Пересадка органов. Разрешается пересаживать органы умершего человека, чтобы спасти человеческую жизнь, но нельзя брать органы у агонизирующего, поскольку тем самым сокращают его жизнь.

Эвтаназия. Человек не является хозяином собственной жизни, и запрещено укорачивать ее, даже если он сам просит об этом и даже если он очень страдает. Но нет обязанности подключать приборы жизнеобеспечения к больному, который уже агонизирует и тяжко страдает, и у которого нет никаких шансов выжить, поскольку тем самым только продлевают его мучения. Врач должен посоветоваться со знатоком Закона, чтобы получить детальные разъяснения по этому поводу.

Медицинские процедуры, чреватые опасностью. Разрешается проводить операции, связанные с опасностью для жизни, если известно, что без операции больной умрет. Но нельзя делать косметические операции, если в этом есть опасность для жизни.

Медицинские эксперименты. Когда хотят провести испытание нового лечебного средства, и это испытание связано с опасностью для больного, недостаточно одного лишь разрешения больного и его семьи, но необходимо посоветоваться со знатоком Закона, понимающим в медицине. Такой эксперимент может быть разрешен, если вероятность, что новое средство спасет жизнь больного, достаточно велика. В случае, когда эксперименты могут нанести ущерб, но не опасны для жизни, необходимо получить разрешение самого больного и недостаточно одного лишь разрешения его семьи.

Эксперименты, которые не принесут пользы самому больному, но могут помочь другим людям, нельзя делать без его разрешения. Если же эти эксперименты связаны с опасностью, нужно обязательно посоветоваться со знатоками Закона, которые дадут указания для каждого конкретного случая.

Отдых и развлечения

Отдых. Человеку необходимы дни и периоды отдыха для сохранения физического и душевного здоровья. Но следует остерегаться, чтобы отдых не превращался в безделье, которое наносит большой ущерб человеческой личности. Поэтому отдых следует сочетать с учебой, например прослушиванием воспитательных или духовныхсеминаров, с экскурсиями на природу, позволяющими почувствовать красоту творения, посещениями выставок, исторических достопримечательностей и т.п.

Развлечения. Людям нравится приятное времяпрепровождение. Но необходимо остерегаться, чтобы развлечения не были связаны с разжиганием низких страстей. Следует также остерегаться легкомыслия — оно может привести к падению. Мудрецы говорили: «Смех и легкомыслие приучают человека к разврату». Поэтому необходимо, чтобы развлечения, позволяя человеку расслабиться, в то же время развивали благородные и утонченные чувства и помогали личностному росту. Этой цели могут служить, например, музыка, спектакли и фильмы, созданные духовно здоровыми людьми и учащие морали и нравственности, полезные для здоровья занятия спортом, путешествия и т.п.

Глава 3. Заповеди по отношению к ближнему

Благотворительность и добродетельность

Благотворительность. Каждый человек должен помогать нуждающимся. Но нужно разделить десятую часть доходов и пожертвования. Содом был разрушен, в частности, из-за того, что там не помогали нуждающимся.

На случай, если в близком окружении нет людей, нуждающихся в денежной помощи, стоит завести копилку, куда можно будет складывать пожертвования — каждый день, каждую неделю или каждый месяц, и затем передать деньги нуждающимся или в благотворительные учреждения.

Добрые дела. Мир построен на добрых делах. Поэтому каждому человеку следует помогать другим — будь это материальная помощь или моральная поддержка, добрый совет и т.п.Необходимо проявлять гостеприимство и принимать в своем доме тех, кто нуждается в крове. Еврейские источники рассказывают, что когда Авраам пошел навестить своего сына Ишмаэля и увидел насколько негостеприимна его жена, он предложил ему развестись с ней — до такой степени это важно.

Следует стараться одалживать другим вещи, которые принято одалживать, давать взаймы деньги и т.п.Если человек дал обет пожертвовать определенную сумму денег на благотворительность, он обязан выполнить свое обещание.

Патриотизм

Человек должен быть верен своей стране и государству и не нарушать законы, поскольку закон государства имеет силу с точки зрения Торы (до тех пор, пока он не вступает в противоречие с Торой). Не следует уклоняться от уплаты налогов или таможенных сборов.Необходимо молиться за мир во всем мире.

Охрана частной собственности (запрет воровства)

Запрещено грабить или красть чужое имущество. Даже очень дешевую вещь запрещено брать без разрешения хозяина. Взявший чужое обязан вернуть украденное. Воровать у государства также запрещено. Нельзя принуждать другого человека продать вещь, которую он продавать не хочет. Запрещено причинять ущерб чужому имуществу.

Запрещено обманывать при купле-продаже — это долг продавца. Запрещено пользоваться неправильными весами, гирями и другими измерительными приборами.Запрещено желать имущества другого человека, то есть замышлять и планировать предосудительные способы приобретения чужого имущества.

Запрещено давать судье взятку, а судье запрещено брать взятку, даже если он собирается судить по правде.Если в стране есть закон, обязывающий возвращать находки, следует так поступать.

Запрещено бить людей, а тем более наносить им телесные повреждения. Но родителям и воспитателям (в воспитательных целях), а также для отдаления человека от греха в случае, если нет никакого другого способа это сделать, разрешено применять физическую силу.Разрешается применять силу для самообороны.Запрещено срамить людей, заставлять их краснеть, особенно в чужом присутствии.

Запрет убийства

Необходимо хранить человеческую жизнь — как свою, так и чужую — как самый большой дар, данный Творцом. Поэтому запрещено подвергать опасности себя и тем более других. Следует бережно относиться к своему здоровью и жизни и к здоровью и жизни других людей, и не делать того, что может нанести им вред, например, ездить с превышением скорости и т.п.

Запрет убийства. Запрещено убивать любого человека — ребенка или взрослого, мужчину или женщину, и даже зародыша в чреве матери. Тот, кто послал другого на убийство, как будто убил сам. Тот, кто повлек смерть другого, например запер его в комнате и тот умер от голода, тоже считается убийцей.

Запрещено убивать больного, даже если у того нет никакой надежды на выздоровление, даже если он очень мучается и просит, чтобы его убили. Запрещено приближать смерть агонизирующего, даже чтобы взять у него органы для спасения других людей. Но безнадежного агонизирующего больного не нужно подсоединять к приборам для поддержания жизни, потому что тем самым его мучения продлеваются. Если он уже подсоединен к системе искусственного жизнеобеспечения, отключать его нельзя, однако, когда кончится запас, скажем, кислорода, не нужно заряжать новую порцию, поскольку это считается как бы новым подключением.

Преступника казнят только по приговору суда.

Самооборона. Если один человек гонится за другим, чтобы его убить, то, если преследуемый в состоянии спасти себя, повредив один из органов атакующего, например, выстрелив ему в ноги, то нельзя стрелять в голову или в сердце. Но если у преследуемого нет другой возможности спастись, ему можно и нужно убить преследователя. Таков же закон и в отношении спасения чужой жизни: если нет другого выхода, можно и нужно спасти преследуемого, ценой жизни атакующего.

Превышение пределов самообороны. Если нападающий намеревается не убивать, но лишь нанести телесные повреждения, атакованный не имеет права его убить. (но вправе нанести нападающему повреждения, чтобы спастись самому или спасти того, на кого нападают).

Запрет самоубийства. Запрещено совершать самоубийство или каким-то образом укорачивать собственную жизнь. Но если человека под страхом смерти заставляют совершить акт идолопоклонства, он может отказаться и выбрать смерть, дабы освятить Имя Творца. Если же его заставляют убить другого человека, он должен умереть, но не совершить убийства.

Война. Война является великим бедствием, уносящим с обеих сторон огромное число человеческих жизней. Оправдана лишь оборонительная война. Разрешается также наносить превентивный удар, чтобы предупредить нападение противника. Не представляющих опасности пленных запрещено убивать.

Глава 4. Святость семейной жизни

Предисловие

Человек по воле Творца обладает потенциалом деторождения, чтобы продолжать свой род. Чтобы человек согласился принять на себя иго семейных забот, Творец наделил его сильным половым влечением, и человек должен хранить его в святости. Поэтому хорошо, чтобы мужчина женился, а женщина была замужем, если они не призваны к монашеству.

Однополая связь (гомосексуализм и лесбиянство) и совокупление с животными запрещены.

Мнения мудрецов по поводу того, запрещено ли для сынов Ноя извергать семя впустую (онанизм), разделились.

Запрет близости к запрещенным женщинам

Мужчине запрещено целовать, обнимать и гладить женщину, с которой ему запрещено вступать в половую связь, например, замужнюю женщину или близкую родственницу, и совершать другие действия, ведущие к такой связи. Желательно так же вести себя и по отношению к другим женщинам. Но можно целовать и обнимать мать, бабушку, сестру, дочь или внучку. Лучше не оставаться наедине (в закрытом помещении и т.п.) с запрещенной женщиной, дабы не оступиться в грехе и не навлечь на нее и себя осуждение.

Врачу в случае необходимости разрешается дотрагиваться до тела любой женщины для проведения осмотра и медицинских процедур.

Общественные мероприятия

Следует прилагать усилия, чтобы общественные мероприятия не проходили в атмосфере фривольности и вседозволенности. Между полами определенно не должно возникать сексуального напряжения.Необходимо вести себя скромно, как в одежде, так и в поведении, чтобы не согрешить.

Порядок бракосочетания и развода. Закон и обычаи

Заповедь брака

Брак. Взрослому человеку, как мужчине, так и женщине, подобает создать семью, как написано: «Нехорошо быть человеку одному» (Бытие 2:18). Человек — общественное создание, которое должно делать добро и помогать ближнему. В рамках брака он может наилучшим образом развить качества добродетели и взаимопомощи. Поэтому брак желателен даже для тех, у кого уже есть дети, или кто уже не может рожать детей.

Брак также является средством, хранящим общественную нравственность, так как с его помощью человек отдаляется от разврата — ведь он может удовлетворить половое влечение разрешенным образом, и даже исполнить при этом заповедь.

Брак с целью деторождения. Кроме того, создание семьи имеет еще одну цель: привести в мир детей, как сказано (Бытие 1): «И благословил их Бог, и сказал: “Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю”». И еще сказано (Исайя 45): «Не впустую Он создал (землю), для заселения создал ее». Творец создал мир, чтобы люди заселяли его, порождая новые поколения. Кроме того, потомки Ноя приняли на себя заповедь «плодитесь и размножайтесь» — иметь как минимум одного сына и одну дочь.

Интимная близость вне брака. После потопа потомки Ноя приняли на себя обязательство отдаляться от женщин, половая связь с которыми запрещена, — даже от поцелуев и объятий. А Сим и Евер ввели запрет на внебрачные интимные отношения. Поэтому, прежде чем вступать в интимные отношения, следует провести церемонию бракосочетания, а если такой возможности нет — нужно провести частное, неофициальное бракосочетание в соответствии с основным Законом (это включает в себя решение супругов жить вместе и вступление в интимную связь).

Брак

Запрещено вступать в брак или иметь интимные отношения с близкими родственниками: матерью, женой отца (мачехой), сестрой по матери (теткой), дочерью и внучкой, тещей и ее матерью, дочерью жены (падчерицей) и внучкой жены, тетей — сестрой отца и матери со стороны бабушки. Запрещено жениться на женщине, которая была замужем и еще не развелась (см. ниже). Вдове, муж которой умер, не оставив детей, желательно выйти замуж. Но нежелательно связывать свою жизнь с человеком, не верящим в Бога.

Нужно иметь одну жену, а не на двух и более, особенно если двоеженство запрещено законом данной страны.Брак должен заключаться по полному согласию обоих сторон.

Что такое брак. Брачные отношения возникают в тот момент, когда мужчина и женщина решили пожениться и вступили в интимную связь, разумеется прежде зарегистрировав свои отношения согласно закону страны в которой они живут и согласно религиозному обряду, если они верующие. Если мужчина и женщина решили жить вместе (как сожители, любовники и т.п.) и вступили в связь, они тоже считаются женатыми, но данная форма брака является греховной и нет в таком сожительстве благословения Творца. Сожительство считается браком, поскольку духовно теперь они связаны.

Если мужчина и женщина вступили в интимную близость, даже если не было произведено свадебной церемонии, необходимо провести свадебный ритуал и зарегистрировать свои отношения и намерения.

Предлагаемый порядок бракосочетания

(Данный порядок — не догма, а лишь предложение. В него можно вносить изменения в соответствии с обстоятельствами. Брак действителен даже в случае, когда супруги решили пожениться и вступили в интимную связь без совершения какого бы то ни было ритуала, потому что теперь они связаны духовно и если они не хотят оставаться в блудной связи, нужно провести свадебный ритуал.)

Проводящий ритуал бракосочетания (один из руководителей общины сынов Ноя) должен заранее проверить, можно ли этим людям вступать в брак, то есть не являются ли они близкими родственниками и не связаны ли они предыдущим браком. Затем он объясняет им ценности семейной жизни, взаимопомощи и т.д. и назначают дату свадебной церемонии.

Подготовка к свадьбе. Будущим супругам следует посетить родителей (особенно родителей невесты) и получить их благословение. (И если родители противятся браку, дети должны подождать со свадьбой и убедить родителей, что это их намерение, их выбор и они решили навсегда быть вместе). Желательно также провести небольшую семейную вечеринку, на которой смогут познакомиться будущие родственники с обоих сторон и будет обнародован факт помолвки.

Приготовления к ритуалу бракосочетания. Желательно устроить торжественную трапезу, на которую будут приглашены родственники и друзья. Пусть свадьба будет почтенной, но скромной, в соответствии с местными обычаями и финансовыми возможностями жениха и невесты. Не стоит проявлять расточительность и, тем более, стараться заткнуть за пояс соседей и сослуживцев.Стороны подписывают брачный контракт, упорядочивающий их сотрудничество и взаимные обязанности, если в их социуме придерживаются такой традиции.

Ритуал бракосочетания. Жених и невеста входят в зал, сопровождаемые родителями, а если нет родителей — в сопровождении других родственников или друзей. Они садятся на почетномместе.

Ритуал проводит руководитель общины, а если официального руководителя нет, это делает один из старейшин, уважаемых членов общины.

Проводящий ритуал встает на трибуну и т.п. и приглашает жениха и невесту. Те подходят, ведомые дружками, под праздничную музыку.

Организатор наливает стакан вина и благословляет: «Благословен Ты, Господь, Творец мира, освятивший человечество браком».

После каждого благословения он дает отпить от вина жениху, а тот передает бокал невесте.

Жених надевает на палец невесте обручальное кольцо и говорит «Этим кольцом ты посвящаешься мне в жены по законам сынов Ноя».

Проводящий ритуал благословляет супругов, чтобы они были счастливы в семейной жизни. После этого они подписываются под брачным контрактом, и проводящий ритуал также добавляет свою подпись. Затем контракт передают невесте (можно сделать две копии контракта и передать один из них и жениху).

Бокал снова наполняют вином и проводящий ритуал благословляет:

«Благословен Ты, Господь, Царь мира, сотворивший все для Своей славы».

«Благословен Ты, Господь, Царь мира, сотворивший человека по Своему образу, по образу и подобию Своему Ты сотворил его и воздвиг для него из плоти вечное здание. Благословен Ты, Господь, создавший человека».

Все подходят и жмут руки новобрачным и их родственникам, желают им счастья. Затем приглашенные рассаживаются за столами.

Во время трапезы оркестр играет музыку и произносятся речи.

Организатор свадьбы или жених благодарят собравшихся, родственники и друзья провожают новобрачных к их дому.

Поведение женатой пары

Скромность украшает любую женщину, но замужнюю она обязывает. Жене следует остерегаться сближения с чужими мужчинами, не вступать с ними в романтические разговоры, и тем более воздерживаться от заигрываний с ними.

Интимная близость. Муж обязан жить с женой, как подобает, чтобы у них были дети и чтобы удовлетворить ее желание. Жена должна соглашаться вступать в интимную связь, чтобы удовлетворить желание мужа. Каждый из супругов должен считаться с желанием или нежеланием другого вступать в данный момент в близость.Цель интимной жизни — создание прочной связи между супругами, а не только удовлетворение половых инстинктов.

Планирование семьи. Мужчина исполнил заповедь «плодитесь и размножайтесь», если у него есть минимум сын и дочь, однако желательно рожать детей в соответствии с природными возможностями. Но когда заповедь исполнена и семейные обстоятельства не способствуют росту семьи, разрешается применять противозачаточные средства. Следует иметь в виду, что средства, приводящие к потере или истреблению семени (например, презерватив), нежелательны. Лучше пользоваться таблетками или более природными способами, например, расчетом даты овуляции.

Развод и вдовство

Брак сохраняет свою силу до смерти одного из супругов или до развода. Если муж исчез и его местонахождение не известно, женщине не разрешается автоматически выйти замуж за другого: следует сначала выяснить, умер он или нет. (Возможно, что если активные поиски ни к чему не привели, тогда жена может объявить, что разводится с ним).

Развод. После прохождения стандартной процедуры развода, принятой в данной стране, инициатор развода говорит супругу, что разводится с ним, объявляет об этом всем, и после этого женщина становится свободной для нового брака.

Наречение имени

Имя человека отражает его внутренние качества, и родителями при наречении имени руководит Божественное провидение. Со своей стороны, родители должны постараться выбрать ребенку хорошее имя, например включающее имя Творца (на языке своего народа).Если ребенка нарекают в честь другого человека, необходимо, чтобы тот человек верил в Бога. Нельзя называть ребенка в честь злодея.Родители называют имя ребенка, и все присутствующие благословляют его, чтобы он вырос достойным человеком, верным Богу и добрым к людям.

Глава 5. О жизни и ее завершении

Святость жизни

Самое дорогое у человека — это жизнь. Она принадлежит не человеку, а Творцу. У нас нет права укорачивать человеческую жизнь, наоборот, мы должны делать все возможное, чтобы продлить ее.Всякий, кто укорачивает жизнь человека даже на одну минуту, — убийца. Ведь каждая минута жизни чрезвычайно важна — за одну минуту человек может изменить весь смысл своей жизни; он может покаяться в своих деяниях и признать Творца мира.

Забота о больных

Обязанность добродетели, заботы о близких включает в себя и заботу о больных. Эта заповедь дополняет заповедь лечить больного. Тора научила нас, что несмотря на то, что болезнь может приходить от Творца как наказание или испытание, мы тем не менее должны ее лечить. Поэтому и больной должен согласиться лечиться.Необходимо также молиться о больном, чтобы он выздоровел.

Панихида

Руководитель общины сынов Ноя или другой уважаемый человек, который знал умершего, говорит слова прощания, надгробную речь.

Смысл надгробной речи — воздать должное усопшему за добрые дела, которые он делал в течение жизни. И разрешается немного преувеличить в этом, потому что многие добродетели человека неизвестны нам, и он, несомненно, делал больше, чем нам известно. Но нельзя говорить неправду и перечислять достоинства, к которым он не имел отношения.

Еще одна цель надгробной речи — научить людей, что есть жизнь, что она — переход из этого мира в Грядущий, и что смысл жизни человека в этом мире — приобрести духовное совершенство с помощью истинной веры в Бога и познания Его величия, добрых дел, улучшения качеств своего характера, духовного развития личности.

После этого сын умершего и его родственники молятся за упокой. Затем говорят слова прощания от своего имени и от имени всей общины, и просят у покойного прощения на случай, если кто-то обидел его.

Похороны

Желательно, чтобы у общины сынов Ноя был отдельный участок на местном кладбище, чтобы не хоронить их вместе с людьми, которые не удостоились верить в Бога и выполнять Его заповеди.

Не следует делать надгробие в форме скульптуры человека или изображения. На надгробии пишут примерно следующее: «Здесь похоронен такой-то, который верил в Бога и служил Ему».

Умершего следует хоронить в земле (а не кремировать). Если хоронят в закрытом гробу, делают так, чтобы тело соприкасалось с землей (например, выбивают одну из досок), чтобы выполнить сказанное «Ибо прах ты и в прах возвратишься».

Траур

Траур соблюдают близкие родственники: сын, дочь, муж, жена, мать, отец, брат и сестра умершего. Если возможно получить отпуск на работе на целую неделю и оставаться дома, то так лучше сделать. В день после похорон нужно особенно молиться за душу усопшего. В дни траура скорбящих навещают друзья и родственники, члены общины, разделяют их горе и утешают их. В общине проводятся специальные молитвы за душу умершего.

Глава 6. Молитва

Предисловие

Человек создан по образу и подобию Бога. Поэтому он по своей природе хочет связи с Творцом, и молитва — естественный путь поддержания такой связи. Царь Давид говорит о себе в Псалмах: «Я — молитва». Психологи, исследовавшие поведение человека в экстремальных ситуациях (особенно во время войны) пришли к выводу, что каждый человек во время бедствия молится, и поэтому назвали человека «молящееся животное».Человек знает внутри себя, что он связан с Богом.

Молитва — это связь между человеком и Творцом, и ее основная цель — духовно возвышать человека.Один из еврейских мудрецов задавался вопросом, почему молитва меняет приговор Всевышнего, уготовленный человеку? Ведь если человеку предначертаны определенные страдания — это для его же пользы, в частности, для искупления грехов? И если он не испытает этих страданий, ему будет недоставать духовного совершенства? На это он отвечает: молитва возвышает человека на новую духовную ступень, и такому человеку уже не нужны страдания.

Молитва включает в себя восхищение деяниями Творца, самоанализ, анализ, отношений человека со Всевышним, признание величия Бога и зависимости человека от Него.

Есть два вида молитвы — общинная и частная. Одиночка молится и за других, но добавляет и свои частные молитвы, о своих нуждах, а молитва общины — в основном за общество и все человечество в целом.

Частную молитву можно проводить в любом месте (за исключением, конечно, нечистых мест, таких как уборная); хотя и предпочтительнее молиться в святом месте, но можно молиться везде. Общественную же молитву лучше проводить в освященном месте, например Церкви сынов Ноя или в еврейской синагоге, как сказано: «Ибо Мой дом наречется домом молитвы для всех народов». К такому месту нужно относиться с подобающим уважением и не вести себя там легкомысленно.

Две обязательные молитвы в день

Ниже приводятся примеры двух молитв, которые человек обязан произносить каждый день – утром и вечером. Можно молиться и своими словами, добавлять что-то от себя, предлагать свои варианты молитв. Главное — чтобы молитва шла от сердца.

Утром, сразу после пробуждения, говорят:

«Благодарю Тебя, Царь мира, за то, что Ты вернул в меня мою душу. Велика моя вера в Тебя. И я благодарю Тебя за то, что Ты приготовил людям все, в чем они нуждаются, и дал им мудрость, чтобы они познали Твое величие и могли выполнить свое предназначение».

Перед отходом ко сну:

«Благодарю Тебя, Господи, за все милости, которые Ты сделал с нами, и в частности, за (такую-то и такую-то милость), что Ты сделал со мной сегодня.

И я прошу Твоего прощения, если я согрешил пред Тобой, и я прощаю всем, кто чем-то обидел меня, и прошу Тебя дать в сердца тех, кого я обидел, прощение ко мне».

АМИНЬ