1. Люди удаляются от Бога всего больше из-за двух страстей: по причине сластолюбия (плотская жизнь), и любостяжательности.
2. Семь смертных грехов-страстей: гордость, сребролюбие, чревоугодие, уныние, блуд, гнев и зависть. Каждая страсть имеет противоположную ей добродетель. Нужно изгнать страсть и водворится добродетель. Гордость — смиренномудрием; сребролюбие — нестяжанием; блуд, чревоугодие — воздержанием; гнев — кротостью; уныние — терпением, ненависть — любовью. Чревоугодие, тщеславие, корыстолюбие — основные страсти, победив их от других избавляться легче. Порядок устранения страстей; 1. чревоугодие, 2. блудная страсть, 3.сребролюбие, 4. гнев, 5. уныние, 6. тщеславие, 7. гордость.
3. Временное страстное удовольствие рождает непрестанную скорбь и нескончаемое мучение.
4. Страсть к роскоши навлекает неисцельные болезни, сопровождающиеся великими несчастьями.
5. Отвергающий обличения, обнаруживает страсть, а кто принимает оное, тот разрешился от ее уз.
6. Если человек сохраняет влечение к пище, все остальные влечения будут неизбежно присутствовать. Пока есть страсть к пище, практически искоренить остальные страсти невозможно.
7. Как бы не насытилась страсть она через какое-то время вновь оказывается голодной.
8. Страсти обычно насыщаются грехами и под их спудом затихают на время.
9. Любостяжание — это стремление к приобретению богатства. Чревоугодие — это лакомство, объедение и пьянство. Гордость, тщеславие — чрезмерно высокое мнение о своих достоинствах — уме, красоте, богатстве.
10. Матерь блуда есть объедение; уныние матерь — тщеславия; печаль же и гнев рождаются от сластолюбия, славолюбия и сребролюбия; матерь гордости — тщеславие.
11. Сластолюбие и лукавство суть родительницы всех зол; одержимые ими не узрят Господа.
12. В мирских людях корень всех зол есть сребролюбие, в монахах объедение.
13. Пока остается страсть к пище, полное искоренение остальных страстей невозможно.
14. Где человек свободен от страсти чревоугодия, там дух владеет телом.
15. Противоположная добродетель страсти печали — покаяние за содеянное.
16. Та душа имеет бесстрастие, которая приобрела такой же навык в добродетелях, какой страстные имеют с сластях (страстях).
17. Поврежденная грехом душа теряет существо своей силы и в голой энергии увлекается страстью, восхищаясь в себе самой страстной эмоциональностью. Душа отрывается от духа человека и тем отрывается от Бога. Не дух Богоданный человеку уже движет энергией души, но страсть плоти!
18. Всякую фантазию святые считают ложью, а всякое воображение — энергией страсти.
19. Лжет мыслью тот, кто принимает за истину свои предположения, т.е. пустые подозрения на ближнего. От сего происходит любопытство, злословие, подслушивание, вражда, осуждение!
20. Страсть и грех — единственно-возможная среда обитания для падшего ангела (беса). Злом он питается и живет, так и будет, пока болящий обвиняет во всем других, а не себя.