1. Самый короткий путь к спасению — неосуждение.
2. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете. (Лук.6:37)
3. Только за одно неосуждение мы можем спастись.
4. Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. (Мф.7:1-2)
5. Согласно учению святых отцов, осуждение рождается из страстей самолюбия и гордости и их порождений: самомнения, возношения, гнева, ненависти, зависти, злобы, злорадства, памятозлобия, немилосердия, презрения, недостатка любви, празднословия, беспечности.
6. От осудителя милость Божия отходит. Не судите — и Бога будете иметь всегда своим защитником.
7. Самомнение начинает проявляться в тайном осуждении ближних. (Св. Игнатий (Брянчанинов)
8. …грех осуждения есть плод немилостивого сердца, злорадного, находящего услаждение в унижении ближнего, в очернении его имени, в попрании его чести. Дело это — дело человекоубийственное и творится по духу того, кто есть человекоубийца искони. Там бывает много и клеветничества, которое из того же источника, ибо диавол потому и диавол, что клевещет и всюду распространяет клевету. (Св. Феофан Затворник)
9. Помыслы осуждения происходят от самомнения, то есть от гордости и от склонности к самооправданию, и из-за недостатка любви, и из-за презрения. Когда у тебя нет любви, то нет и снисходительности к чужим ошибкам, ты мысленно унижаешь и оскорбляешь других. (Старец Паисий Святогорец)
10. Берегись осудить ближнего — он пред своим Господом стоит или падает, поскольку и сам ты — грешник. И праведнику судить и осуждать никого не следует, тем более грешнику — грешника. И судить людей — дело одного Христа: Ему Небесный Отец передал Суд, и Он будет судить живых и мертвых — этому Суду и сам ты предстоишь. Берегись же похитить себе сан Христов — это весьма тяжко — и судить подобных тебе людей, чтобы с этим мерзким грехом не явиться на Суд Божий и не быть справедливо осужденным на вечную казнь.
11. Судить — значит бесстыдно похищать суд Божий, и осуждать — значит губить свою душу. (Преп. Иоанн Лествичник)
12. Грех осуждения так противен Богу, что Он прогневляется, отвращается даже от угодников Своих, когда они позволят себе осуждение ближнего: Он отнимает у них благодать Свою. (Свят. Игнатий (Брянчанинов)
13. Сколько же раз на дню мы в мыслях или словом даем свою беспощадную оценку ближнему! Каждый раз забывая слова Христа: «Не судите, да не судимы будете» (Мф.7:1)! При этом мы в душе, конечно, говорим себе: «Уж я-то никогда не сделал бы ничего подобного!». И очень часто Господь для нашего исправления, чтобы посрамить нашу гордыню и желание осуждать других, смиряет нас тем, что попускает впасть именно в те грехи, за которые мы осуждаем ближних (Иером. Иов (Гумеров)
14. Послушайте меня, послушайте, злые судии чужих деяний: если истинно, что «ибо каким судом судите, [таким] будете судимы» (Мф.7:2); то, конечно, за какие грехи осудим ближнего, в те впадем и сами, и иначе не бывает. (Преп. Иоанн Лествичник)