1. Евхаристия (буквально «благодарение») — величайшее христианское таинство, в котором хлеб и вино прелагаются Духом Святым в истинное Тело и истинную Кровь Господа Иисуса Христа, а затем верующие приобщаются их для теснейшего соединения со Христом и жизни вечной.
2. Таинство Святой Евхаристии должно совершаться доколе Он придет (1Кор.11:26), как наставляет ап. Павел, т.е. до второго пришествия Господня.
3. В таинстве Евхаристии, — в то самое время, когда священник, призывая Святого Духа на предложенные дары, — хлеб и вино действительно прелагаются в Тело и Кровь сошествием на них Святого Духа, как сказал Спаситель: «Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Иоан.6:55). С этого момента, хотя наши глаза видят хлеб и вино, но в самом существе, невидимо для чувственных очей, это — истинное Тело и истинная Кровь Господа Иисуса Христа.
4. И хотя, далее, Тело и Кровь Господа раздробляются в таинстве Причащения и разделяются, однако мы веруем, что в каждой части — и в малейшей частице — св. Даров принимается причащающимися весь Христос по Своему существу, т.е. с душою и божеством, как совершенный Бог и совершенный Человек.
5. Святитель Игнатий Антиохийский называет Тело и Кровь Христовы «лекарством бессмертия, противоядием, чтобы не умереть».
6. Причина слабости душевной и физической лежит в недостаточно глубоком, легкомысленном отношении к таинству Святого Причащения.
7. Особенно соблюди сердце свое от блудных мыслей — в святые праздники, когда готовимся причаститься Святых Тайн.
8. Если приступаешь к приобщению Святых Тайн с чистой совестью — приступаешь во спасение, если же с совестью лукавою — в наказание и мучение.
9. Кровь (Святые Дары), достойно принимаемая, далеко прогоняет от нас демонов, призывает ангелов.
10. Если бы враг высказал тебе всю злобу человеческую, и в этом случае Бог повелевает простить все. К Причащению, имея врагов, не приступай. Примирись, тогда и приступай к Таинствам Святым.
11. Тело и кровь Христовы входят в состав нашей души и тела, не истощаясь, не истлевая и не извергаясь вон (да не будет!), но (входят) в нашу сущность для охраны, отражения (от нас) всякого вреда, очищения всякой скверны; если находят (в нас) поддельное золото, то очищают (его) огнем суда, “да не с миром осудимся” в будущем веке. Очищают же болезнями и всякого рода бедствиями, как говорит божественный Апостол: “Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром. ” (1Кор.11:31-32). (Преподобный Иоанн Дамаскин)
12. Как распявшие Господа, так и не достойно причащающиеся Тайн — понесут наказание.
13. Совершитель Таинства, есть Сам Господь Бог. Священника только уста, произносящие освятительную молитву, и рука, благословляющая Дары.
14. При причащении главное — иметь желание и ревность угождать Богу, а не самому себе. Достойным вполне причастником, никто почитать себя не может.
15. Благодаря причащению мы очищаемся от всякой душевной нечистоты и получаем готовность и ревность к добру: истинная кровь Христа не только от тления нас избавляет, но и от всякой нечистоты, сокрытой внутри, и не оставляет нас охлаждаться в нерадении, но делает нас более горячими в духе. (Святитель Кирилл Александрийский)
16. Действие Святых Таинств не всегда отражается в чувствах человека, а действует сокровенно.
17. Не обленитесь приступать к чаше жизни, бессмертия, любви и святыни, но приступайте со страхом Божиим и верою. А кто не хочет и не радеет об этом, тот не любит Иисуса Христа, тот не получит Духа Святого, и, следовательно, он не войдет в Царство Небесное. (Святитель Киприан Карфагенский)
18. Недостойно принятое человеком Святое Таинство не приближает, а наоборот отдаляет человека от Бога.
19. Спасительные плоды таинства Евхаристии, при достойном приобщении, следующие:
а) Оно теснейшим образом соединяет нас с Господом: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин.6:56).
б) Оно питает наши душу и тело и способствует нашему укреплению, возвышению, возрастанию в жизни духовной: «Ядущий Меня жить будет Мною» (Ин.6:57).
в) Оно служит для нас залогом будущего воскресения и вечно-блаженной жизни: «Ядущий хлеб сей жив будет вовек» (Ин.6:58).